10 октября 18:30

 Первая лекция

из цикла  

Итальянское барокко

 

Барокко является не только стилем искусства, господствовавшим на протяжении почти двух столетий в Европе и Латинской Америке, но и своеобразным воплощением идеи торжества духа над материей. На смену ренессансному антропоцентризму приходит осознание безграничности мироздания, порождающее новое понимание роли человека в мире. Вера в непогрешимость разума уступает место разочарованию, ощущению бренности земного бытия, его иллюзорности, неумолимо текущего времени, неизбежно влекущего к смерти. Возникает восприятие жизни как сновидения или театрального действия. Воплотившаяся в музыке идея благоговения перед богом, в живописи и скульптуре уступает место натуралистическому изображению человеческой плоти, неправдоподобному сочетанию религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью.

Огромные массы косной материи, приведенные в состояние вихреобразного движения, патетическая эмоциональность и страстная возбужденность - таковы лишь немногие особенности этого невероятного стиля, стремящегося во всем добиться мощи и размаха.

Родиной барокко, названного искусством Контрреформации, стала Италия. Именно здесь необычайная роскошь и помпезное великолепие, сочетающиеся с невыносимой нищетой, породили самые удивительные незабываемые произведения искусства.

Барочная архитектура в Италии представлена, в первую очередь, грандиозным ансамблем площади собора Святого Петра в Риме, созданным Лоренцо Бернини, и зданиями церквей, воплощавших невероятные идеи его современника и конкурента Франческо Борромини. Иллюзорность и обманчивость, присущие барокко, проникают и в архитектуру. Вместе с тем мастера барокко порождают удивительные по цельности и совершенству ансамбли. Все виды и жанры искусства, скульптура и архитектура в лучших образцах барочных ансамблей сливаются в единое целое.

Скульптура итальянского барокко – это, прежде всего, работы Лоренцо Бернини, презревшего массивность и тяжеловесность материала, уверявшего, что ему удалось победить мрамор и сделать его пластичным как воск. Бесконечным разнообразием форм пленяют барочные фонтаны Рима, воспетые в симфонической поэме Респиги «Le fontane di Roma»; и увековеченные в работах великих итальянских кинематографистов.

Повышенная эмоциональность, театральность сочетаются со строгой регламентацией и подражанием античности и эпохе Возрождения в живописных и графических работах братьев Карраччи, основавших в Болонье «Академию ступивших на правильный путь», ставшую, кроме всего прочего, прообразом всех современных художественных учебных заведений. Рядом с ними сосуществует технически совершенное и приземленно-натуралистическое в трактовках сакральных сюжетов искусство Микеланджело Караваджо, породившее целое направление в европейской живописи – «караваджизм».

Ведущий – Евгений Николаевич Блинов, доцент НГУАДИ (НГАХА)

18+

Вход свободный

Начало в 18:30

Культурный центр «Иниго», ул. Максима Горького, 94, 3 этаж

(станция метро «Площадь Ленина»)

Вход свободный

Тел. 8(383)2234146, +79014500764

inigocenter.ru

Обратитесь к нам:

Культурный центр ИНИГО
ул. Максима Горького, 94 (3 этаж)
(м «Площадь Ленина»)

Справки по тел.
+7(383)223 41 46 
+7(901)450 07 64
inigocenter.ru

часы работы:

Вт - Сб: 11:00 - 19:00
 

  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Facebook Social Icon

© 2019, Культурный центр ИНИГО

При полном или частичном цитировании, заимствовании и использовании материалов сайта — ссылка на inigocenter.ru обязательна.